30 апреля 2010

Павел Санаев, "Похороните меня за плинтусом"

Этого не могло быть на самом деле. Счастье не могло стать жизнью, и жизнь никогда не позволила бы счастью заводить свои правила.

Мое издание Убивая время в книжном, я заметила полочку с разными изданиями Санаева. Это известный человек, он не только писатель, а еще переводчик фильмов на русский язык, сценарист и режиссер. Сейчас его имя наиболее часто употребляется в связи с фильмами "На игре". Но при всем этом у меня никогда не возникало желания его почитать. А тут совершенно без мыслей в голове взяла "Похороните меня за плинтусом" в концептуальной такой обложке и села на диванчик. Открываю аннотацию - как всегда пафосный текст, как бы говорящий, о чем книга, но на самом деле не говорящий ничего. Ладно. Читаю коротенькое предисловие, узнаю, что повесть про мальчика Сашу Савельева, который живет с бабушкой и дедушкой, что мать Сашу "бросила" в 4 года, и что сейчас мне будут рассказывать, как происходил процесс купания. Понятно. Читаю первую главу и улыбаюсь, нравится. Читаю вторую главу, думаю, что денег у меня с собой нет, встаю с диванчика, подхожу к кассе, "А у вас карточокой можно расплатиться?", надеюсь, что стипендию начислить успели, получаю книгу, ухожу.

Дело в том, что книг у меня в очереди на прочтение стоит много, с обложки Гаррисона вот давно обиженно смотрит Джимми диГриз, а "Хроники Амбера", наверное, думают, зачем им надо было ехать из Самары с пересадками, если их и тут никто не читает. Одним словом, у меня было, что почитать, а я вот взялась за только что купленную книгу. Сразу скажу, что я бы ее очень рекомендовала к прочтению мыслящим людям, а так как меня читают именно такие, то сюжетные линии я постараюсь описывать поосторожней, чтобы не портить впечатление от книги.

Бабушка Саши была настолько сильной личностью, что подавляла всех окружающих, и сначала она предстает перед нами настоящим тираном, проклинает все на свете: себя, мужа, дочь, мужа дочери, внука.. и весь мир. Саша мало с кем общается, часто болеет, удивительно много всего переживает и чувствует. Иногда к нему приходит мать, которая неизбежно скандалит с бабушкой самым жестоким образом, пытаясь забрать сына обратно. Мальчик Саша растет все это время в условиях постоянного ограничения во всем, постоянных криков, приказов, лечений, врачей. Казалось бы - бабушка просто монстр, если ребенок так у нее живет! Но все не так просто, по ходу повествования мы узнаем биографию всех героев, причем иногда одни и те же события глазами разных людей (очень люблю этот прием, особенно когда его мудро используют, только из-за этого я решила внести в список того, что хочу прочитать, Орсона Карда).

Павел Санаев И вот если "сначала" (это то, что я прочитала в магазине) мне читать было весело, как-то все казалось саркастичным и ироничным, то это быстро прошло.. чем дальше, тем эмоции появляются все более сложные. Вот, я уже вижу себя на месте Саши (не то чтобы просто понимаю героя, а именно узнаю в нем себя), вот даже вспоминаю, когда я думала так же, как он, когда действовала также. И вот, я уже вижу себя на месте Чумочки (так Саша про себя называл свою маму) и вспоминаю, когда сама так не знала куда себя деть от безысходности. Вот, вижу себя на месте дедушки, и даже бабушки, хоть и в самых маленьких мелочах. Удивительно, но понимаешь каждого. И дедушку, который совсем не кажется слобохарактерным, скорее наоборот, и Олю, которая страдает, но на мать не злится и не ненавидит ее, и бабушку прекрасно понимаешь.. Я совсем не представляю, как женщина смогла выжить после того, как похоронила сама, одна своего ребенка. Есть там еще один персонаж, которого бабушка и дедушка называют "карликом-кровопийцей", а Оля называет Толей. Это отчим Саши. Хоть его прямого появления не так много в книге, он один из ключевых персонажей, и явно один из самых адекватных.

Повесть Санаева в довольно большой степени автобиографична, и мальчик Саша - это он сам, а его мать, дедушка, бабушка.. все срисованы с реальных его родственников. В посвещении книги указано имя Ролана Быкова - это и есть "карлик- кровопийца". В разных интервью Санаев рассказывал, что Быков на него сильно повлиял, во многом помог. Если интересно, большая статья об этом есть здесь.

Так о чем же все-таки повесть.. о пятерых несчастных людях. Их становится очень-очень жалко, понимаешь всех и всех жалеешь. И читать становится тяжело. Постоянные крики и проклятья бабушки хоть часто и не несут большого сверхотрицательного смысла, но когда это происходит постоянно - это угнетает. И вот представляешь, как с ней жил ее муж, дочь выросла, растет Саша.. Тяжело. Особенно от того, что все по-своему правы. А в конце.. чувствуешь, не то какую-то горьковатую легкость, не то обиду. А книга хорошая. Правильная и умная.

З.Ы. Есть еще фильм по этой книге, но вот если спросите моего мнения, то не надо его смотреть. От книги там мало, глубины такой нет, ощущения более поверхностные какие-то.. Сам Санаев с этим тоже согласен. Но я, разумеется, не навязываю своей точки зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел