18 августа 2013

Джордж Оруэлл, “1984”

1984В процессе чтения любой книги я отмечаю интересные детали, у меня возникает несколько разных мыслей касательно сюжета и идеи, и однажды мне подумалось, что разумно будет это записывать. Таким образом, даже через время после прочтения книги я не забуду свои впечатления, смогу к ним вернуться. И вот эта идея оформилась постепенно в такой блог, где я стараюсь написать о каждой прочитанной книге.

У меня есть Список того, что мне хочется прочесть. Он состоит в основном из мировой классики, фантастики и фэнтези, есть научно-популярная литература. Книги в списке совершенно разные, впечатление они тоже производят разное.

Например, “1984” я поставила 2 звездочки на Goodreads. Это не означает, что книга не произвела впечатления, наоборот! Произвела, еще какое. Но у меня просто рука не поднялась ставить больше, так как нельзя утверждать, что написанное мне понравилось. Первые две главы – да, но остальное лучше бы не читала. Автор – просто мастер пера, я бы могла расписать в красках продуманную идею, многочисленные аллегории, средства художественной выразительности, все эти сравнения и метафоры, которые работают на сюжет великолепно.. Могла бы написать о том, как хорошо Оруэлл понял самые глубины человеческой души, привести гениальные цитаты из книги.. Но хочется сказать о том, почему я не могу высоко оценить этот роман.

Мне очень нравится, когда книга вдохновляет, но здесь.. здесь книга рассказывает о поражении, самом пораженчиском поражении из всех поражений. И после прочтения стало страшно, стали появляться неприятные тяжелые мысли, уж очень хорошо мне удалось понять главного героя. Да, в мире много несправедливости, которая исходит от власти. Конечно, нужно понимать, чем грозит абсолютное “общество идеи”. Как раз об этом я и хотела прочитать! А еще о том, как личность сможет победить систему. А оказалось, что я прочитала о самом пораженчиском поражении из всех поражений. Причем оно обосновано! И вот это, это ужасно. Возможно, я читала книгу не в нужное время, может, когда-то я прочитаю ее еще раз, и тогда она предстанет в новом свете. Но сейчас – сейчас “1984” для меня оказался гимном отчаяния.

Надеюсь, никогда-никогда мир не доживет до описанного Оруэллом состояния, надеюсь, люди будут оставаться людьми, надеюсь, любовь будет побеждать зло. Очень надеюсь.

P. S. У книги есть интересная экранизация, которую снимали в Лондоне в 1984 году – то есть место и время действия самого романа. Как экранизация фильм весьма хорош, хоть и не передает, конечно, всей глубины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел