29 ноября 2013

Нил Гейман, "Никогде"

Никогда раньше не читала Нила Геймана, но давно хотелось, и время пришло. Решила всем назло начинать не с "Американских богов", а его первого самостоятельного романа "Никогде".
 
Если абстрагироваться от деталей и объективно говорить о сюжете, то история далеко не оригинальна. Например, из прочитанного в этом году,  роман "Хвосттрубой, или Приключения молодого кота" имеет схожую сюжетную нить и концовку, а также проблему выбора между обычной спокойной, успешной жизнью и жизнью сложной, но полной приключений. Однако, несмотря на это, "Никогде" мне понравился.
 
Хотя говорить, что мне понравилась вся книга, я не могу, так как это неправда. На самом деле первую треть книги читать мне было физически неприятно. И вовсе не из-за поедания сырого мяса щенков и жареных кошек. Я читала новое издание с "Совершенно иным прологом", где мы с самого начала понимаем, что из себя представляют Круп и Вандемар. Так вот с этого пролога мне было читать омерзительно от того, что такие существа существуют. И не понятно, что с ними делать и как от них избавиться. Однако, к середине книги я заметила, что мне читать легче, чувство омерзения стало значительно слабее. Если вернуться по сюжету назад, то теперь я понимаю, что это случилось после появления Охотницы – с ней появилась хоть какая-то надежда на хороший финал.
 
И вот тогда я стала действительно наслаждаться историей, ведь она на самом деле очень и очень захватывающая. Жанр урбанистического фэнтези попадался мне раньше нечасто, но в этой книге он меня покорил. Книга по-настоящему лондонская: по настроению, цветовой гамме и ощущениям. Город предстает древним, мистическим существом со своей тайной жизнью. Только представьте себе старинный, туманный и дождливый город, под котором жизнь не менее насыщенная, чем на поверхности. Представьте, что метро не просто туннели для поездов, а другой мир, о котором не знают обычные жители. Представьте, что, кроме привычных станций, есть десятки заброшенных, на которые большинство людей никогда не попадет. Представьте, что под городом текут древние реки, через них построены забытые мосты, которые уже никто в Верхнем Лондоне не видит. И все это будет правдой, кстати. Завораживающая картина.
 
NeverwhereИ вот на этом фоне происходят приключения с обычным англичанином Ричардом (он мне поначалу сильно напоминал Артура Дента). Хороший персонаж, видно, как закаляется его характер по ходу повествования, и наблюдать за этим очень любопытно. Ричард попадает в описанный выше Нижний Лондон, в котором обитают "выпавшие из жизни" люди. Очень точно Гейман показал их взаимоотношение с окружающими: для обычных людей их не существует. И ведь на самом деле, если задуматься, так и есть. Зато в Нижнем Лондоне они хозяева: живут по своим законам, а еще используют что-то вроде магии.

Об этом действительно увлекательно читать, но с небес на землю опускают слова друга Ричарда, Гарри: "Ричард, я видел тех, кто выпал из жизни. Они не попадают ни в какой волшебный мир. Они спят в коробках, а зимой замерзают насмерть." Хоть по сюжету книги это и не так, в нашей реальности слова Гарри, к сожалению, – правда. Мне вдруг стало ужасно грустно, и искренне захотелось, чтобы бездомные люди не спали в коробках, а действительно попадали в "волшебный мир".

З.Ы. Некоторые соображения по поводу сюжета. Нил Гейман обычно пишет исключительно stand-alone романы, поэтому продолжение истории крайне маловероятно. Но не все сюжетные линии были закрыты на момент окончания романа. Например, я все ждала Анастезию, ведь она так помогала Ричарду даже после исчезновения. Еще с сестрой Двери не все выяснилось. А еще мне почему-то кажется, что Арнольд Стоктон когда-то тоже был в той же ситуации, что и Ричард, только он предпочел успешно и спокойно жить в Верхнем Лондоне. В любом случае, он упомянул, что в детстве богат не был, и я решила, что о Нижнем Лондоне он знает. Ну и наконец, Охотница и семь сестер – тоже было чувство, что это еще не конец истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Артуро Перес-Реверте Бен Коллинс Вероника Рот Виталий Бианки Вэнделин Ван Драанен Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Льюис Стивенсон Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Умберто Эко Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел