31 мая 2014

Шарлотта Бронте, “Джейн Эйр”

Джейн Эйр

Читая биографию Шарлотты Бронте и ее сестер, сложно поверить в такое уникальное явление в литературе. Я пытаюсь представить бедную большую семью строгого священника, дети которого исключительно талантливы, и мне это кажется сюжетом романа. Нелегкая судьба выпала на долю детей Бронте, но их творчество живет и почитается до сих пор.

Шарлотта написала во многом биографичный роман. Зная заранее ее биографию, я увидела много из ее жизни в “Джейн Эйр”: начиная от Ловудской школы и заканчивая тремя образованными сестрами и братом. Конечно, это не прямое жизнеописание, но многое писательница почерпнула из своего опыта: ведь и она испытала и несчастную любовь, и потерю столь близких ей сестер.

Роман “Джейн Эйр” вызвал у меня несколько другие эмоции, чем “Грозовой перевал”, но не менее сильные. Во-первых, сюжет глубоко нравственный. “Жизнь по совести” меня восхищала всегда, в том числе в литературных персонажах. Такую жизнь, хоть она и нелегка, выбрала для себя Джейн, за что и была вознаграждена. Во-вторых, роман религиозен, хоть описанные священнослужители и не вызывают положительных эмоций (корыстный мистер Броклхерст и добродетельный, но суровый Сент-Джон), а сама Джейн не всегда образец терпимости и смирения. В-третьих, произведение хорошо продумано, все события последовательны. Без одного не было бы другого – не зависимо от того, положительным или отрицательным было событие или поведение кого-либо. Наконец, сюжет не лишен мистицизма (объяснимого и необъяснимого), что подогревает интерес читателя.

Кстати, по поводу “интереса читателя”. Так получилось, что о сюжете я знала очень мало: гувернантка Джейн Эйр влюбляется в хозяина дома, – больше ничего. Поэтому я не ожидала настолько волнующего романа. Я ругала себя за то, что не могу читать быстрее, напряжение на подходе к кульминации было для меня чрезмерным.

Во многом этот роман шел впереди своего времени, особенно тем, какой независимой перед нами предстает главная героиня. Конечно, еще не идет речь о правах женщин, но Джейн поднимает вопрос о том, насколько ей важно, чтобы ее принимали как интеллектуально равную. Отчасти для этой цели автор не наделила ее внешней красотой и силой, чтобы на этом фоне были отчетливей видны красота и сила внутренние. Уже не раз говорила, что я не люблю тему феминизма, особенно то, как ее культивируют в современной литературе – это у меня вызывает даже отвращение. Но здесь эта тема подана с таким вкусом и достоинством, что нельзя не восхититься.

Да, Джейн являет собой образец мужества и чести, но больше всего я все-таки следила за Эдвардом Фэйрфаксом Рочестером. Такой это сильный, глубокий, во многом трагический персонаж. Я искренне переживала за его судьбу, ведь он заслуживал счастья вовсе не меньше Джейн. И последние главы с его участием меня просто покорили.

“Джейн Эйр” экранизирована многократно. У меня плохо получается смотреть экранизации только что прочитанных книг, обычно я просматриваю только некоторые значимые эпизоды, так же получилось и в этот раз. Из всего обилия мне больше всего понравился мини-сериал 1983 года, где мистера Рочестера сыграл (превосходно!) Тимоти Далтон. Актер просто создан играть таких персонажей! Он же был Реттем Батлером в “Скарлет” и Хитклифом в одной (опять удачной!) экранизации “Грозового перевала”. Ну и мистер Рочестер ему снова удался прекрасно. Кстати, именно таким я его и представляла.

Jane Eyre

4 комментария:

  1. Мне тоже было интересно читать о мистере Рочестере, пытаться понять его характер, и отношение к Джейн). А вот удачными экранизациями я считаю другие:) Джейн Эйр 1996 года и Грозовой перевал 1992.
    А представляла я себе Рочестера примерно таким какой актёр был в последней экранизации. Думаю она была бы тоже неплоха, если бы её лучше озвучили на русский язык. У него там голос как у 25ти летнего парня. Озвучка наша всегда всё впечатление портит)))

    Мой блог PluvieuxFee

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Джейн Эйр 1996 года у меня на втором месте, тоже хорошая экранизация)
      Ваш блог, смотрю, тоже содержит раздел с книгами, выглядит интересно, нужно будет ознакомиться)

      Удалить
  2. подписываюсь!) очень интересный обзоры да и вообще мысли

    ОтветитьУдалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Артуро Перес-Реверте Бен Коллинс Вероника Рот Виталий Бианки Вэнделин Ван Драанен Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Льюис Стивенсон Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Умберто Эко Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Вендиг Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел