22 мая 2015

Элеанор Каттон, "Светила"

Второй раз в жизни я испытываю чувство восхищения книгой еще до того, как прочитала ее. Первый раз со мной это случилось лет в 13, когда сестра рассказывала об однокурснице-толкинистке. Тогда я поняла, что «Властелин Колец» — это уже моё. Осталось только прочитать. Похожее ощущение, разве что чуть менее сильное, у меня было и с этим романом Элеанор Каттон. Сразу после вручения Букера мне попалась на глаза одна английская статья о «Светилах». Там не было ничего о сюжете, даже не помню, что именно так привлекло мое внимание, но суть одна: я решила, что это моё. Однако, знакомство с книгой пришлось отложить — роман, написанный таким языком, на английском читать оказалось сложно. Тогда я раза три обращалась в «Азбуку» с вопросом: «Когда же?». И, наконец, дождалась.

Этот роман, как многие сразу замечают, довольно «пухленький», 800 страниц бумажных и почти 2000 электронных. Но тут ничего не поделаешь: этому роману необходимо быть таким длинным, иначе никак.

Итак, что у нас есть: городок на золотых приисках в Новой Зеландии, 1866 год, 12 человек собрались на тайную встречу, чтобы обсудить серию чрезвычайно загадочных происшествий, которые включают: одного мертвого отшельника, одного пропавшего богача, девушку с сомнительной репутацией, оказавшуюся на дороге без сознания, и кучу золота на целое состояние. 12 упомянутых людей рассказывают свои истории 13-ому, мистеру Уолтеру Мади, и мы узнаем их вместе с ним. Но пусть вас не сбивает с толку то, что с Мади мы знакомимся первым. Это не значит, что он главный герой. В романе 20 главных героев! Когда вы это осознаете, вы будете очень рады таблице персонажей в начале. Да, автор не держит нас, читателей, за простаков, во время чтения придется пошевелить мозгами.

«Светила», конечно, уникальное явление для современной литературы. Во время чтения ну никак не верится, что книгу написала наша современница, в возрасте 27 лет. Это исторический роман, написанный языком XIX века и стилем того же времени. Одной важной особенностью этого романа является его точная астрологичность, астрономичность и математичность. Известно, что Каттон с программой Stellarium вычисляла положения звезд и планет, чтобы связать их с персонажами. Представьте движение звездного неба в течении суток, месяца, года — именно так перемещаются персонажи по сюжету. Вы смотрите то на одно созвездие, то на другое, замечаете планеты, наконец, смотрите на весь небосвод, чтобы в итоге познать картину целиком. Переход от одного персонажа к другому у меня в голове проходил с интересным спецэффектом, когда камера отъезжает от одной точки и быстро переносится на другую.

Однако, как замкнутая система присуща движению небесных светил, так же она присуща и композиции романа. Символ замкнутого круга играет важную роль в произведении, не зря там появился вскользь упомянутый уроборос. Таких композиционных кругов можно заметить несколько. Например, вся первая часть — кольцевая композиция, еще один круг побольше — это весь роман. Начинается он не началом истории и заканчивается не ее концом. Но на последней паре страниц все встанет на свои места окончательно. Была в начале романа такая сцена, где один персонаж просит представителя маори перевести ему название городка, вокруг которого происходит большинство событий, Хокитика. И маори затрудняется подобрать слова, потому что точных эквивалентов нет английском (да и русском). «Тауфаре поднял палец и нарисовал в воздухе кружок. Когда кончик ногтя вернулся к исходной точке, он резко ткнул пальцем, обозначая место возврата. Однако ж <...> отметить часть круга — значит разорвать его, так что кругом он уже не будет. — Понимай вот так, — проговорил он <...> — Вокруг. А потом назад, к началу.» В этом романе тоже сложно обозначить начальную точку как таковую.

Сам городок Хокитика мне показался тоже довольно любопытным, это вполне реальное место на побережье Новой Зеландии. На фотографии 1870 год, то есть через 4 года после предполагаемой серии инцидентов, описанных в книге. Однако, я его как-то так и представляла. На страницах город предстает перед читателем в первые годы своего существования, как место, где можно начать новую жизнь на золотых приисках. Сегодня, судя по всему, это приятное туристическое местечко с красивой природой (а природа, описанная в романе, удивительна).

Вот что я хочу сказать. Если вы любите нелинейные сюжеты, интеллектуальную прозу, романы в лучших традициях XIX века, то «Светила» для вас. Пусть вас не пугает большой объем. Первая часть действительно очень содержательная, но как только я ее закончила, оторваться уже было сложно, так что около 400 бумажных страниц (или 1000 электронных) пролетели просто на одном дыхании. Это невероятно хорошая книга. 

4 комментария:

  1. Я влюбилась в эту книгу - тоже недавно ее прочла!
    У меня в блоге есть обзор - забегайте, не смогу тут много написать своих впечатлений о ней:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, вчера дочитала, но все еще под впечатлением, даже за другую книгу пока браться не стала - не отошла)
      Пойду читать ваш отзыв)

      Удалить
    2. А я после Светил прочла уже две вроде, сейчас начала третью :)) А так да - мне даже снились раскопки :))

      Удалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Артуро Перес-Реверте Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Умберто Эко Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел