10 июня 2015

Карл Саган, "Контакт"

Этот роман привлекает в первую очередь идеей, а не исполнением. Ведь сложно требовать от ученого-астрофизика глубоких человеческих образов или сложных взаимоотношений персонажей, зато можно ожидать от автора (особенно имея представление о его взглядах на мир) великолепную идею. А идея такая: внеземная цивилизация получает сигнал с Земли и вступает с нами в контакт посредством радиосигналов откуда-то из области альфы созвездия Лиры. В результате этого контакта у землян оказываются невиданные доселе чертежи некой Машины, назначение и принцип работы которой никому на нашей планете неизвестен. События вокруг этой ситуации составляют сюжет книги.

Роман, написанный в 1985 году, описывает мир конца второго тысячелетия. В этом мире еще существует Советский Союз со всеми стереотипами американцев о русских, все еще идет что-то вроде гонки вооружений, так что ученые вынуждены были бороться с политикой. Например, мне очень легко представить в реальности ситуацию, где ученые получают сигнал из космоса, но совет безопасности страны запрещает его доводить до населения, мотивируя это «вопросом национальной безопасности». Видимо, Саган так и задумывал, чтобы перед нами предстал образ правительства как группки людей с совершенно закрытым разумом, в глазах которых мы неграмотное стадо.

Кроме политических сложностей главной героине, радиоастроному Элли, пришлось столкнуться также и с религиозными разногласиями. Если честно, я думала, эти философско-религиозные споры, занявшие половину второй части книги, так и не закончатся. Тут мне даже вспомнился Роберт Хайнлайн и его Человек с Марса из «Чужака в чужой стране».

Кстати, в Элли, как мне показалось, есть что-то от самого Сагана. Она воплощает его мечты, испытывает его страхи и думает его мысли. Но в целом эта женщина мне не понравилась: заносчивая, эгоистичная, нетерпимая к окружающим — не самый благовидный образец человеческого существа. Однако, ей не чужда та особая романтика, которую испытываешь, глядя на ночное небо.

Больше всего в этом романе мне понравилась третья часть под названием «Галактика». Именно в ней героиня — я не ожидала этого хода от Сагана — открывает разум настолько, что не ограничивается своими узкими научными воззрениями, а смотрит дальше и глубже, начинает верить, да и просто проявлять человеческие эмоции. А сама эта часть напомнила мне смесь из «Флатландии»,  «Всего хорошего, и спасибо за рыбу!» и фильма «Игры разума».

Интересна идея математики как единого языка науки не только на Земле, но и во Вселенной. Когда я училась в университете, на нашей кафедре занимались студенты-иностранцы, изучали русский язык. Так вот, они эту мысль подтверждали: не особо владея русским, студентам-технарям удавалось не отставать от одногруппников именно благодаря языку математики.

«Контакт» был экранизирован в 1997 году, в работе над картиной успел принять участие и автор романа. Конечно, сюжет пришлось немного изменить: убрать лишних героев, сделать отношения Элли с Палмером Джоссом более близкими, да и вообще поменьше плодить лишних сущностей, чтобы сделать фильм понятным. При всех этих изменениях, фильм мне понравился, особенно тем, что главная его мысль не сильно отличается от идей книги.

Говоря откровенно, еще до того, как я прочитала эти две его книги, посмотрела передачи о космосе и этот фильм (то есть еще месяц назад), у меня было весьма предвзятое мнение о Сагане. Мне он казался человеком странным и немного помешанным на ПВР (пользуясь его термином, «поиске внеземного разума»). Сейчас я больше уважаю его идеи и его мнение, хоть и далеко не во всем с ним соглашалась в процессе чтения. Кроме того передо мной предстал весь масштаб его работы, объем вложенных в науку сил. При этом мне кажется замечательным и то, что, глядя в небо, он не забывал о Земле и людях. В его мечтах человечество живет в мире, согласии, взаимопонимании, ведь именно в этом он видел ключ к развитию, спасение от самоуничтожения. Его дела и начинания продолжаются по сей день. Например, любой желающий может присоединиться к поиску сигналов от других миров в программе SETI@Home. Этому ученому установлен памятник на Марсе: на месте посадки марсохода Саджорнер теперь находится Мемориальная станция Карла Сагана, надпись на которой цитирует его самого: «Какова бы ни была причина того, что вы находитесь на Марсе, я рад, что вы здесь и желал бы быть с вами».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел