04 августа 2015

Сью Монк Кидд, "Обретение крыльев"

В прошлом месяце вышла книга, которую во всем мире ждали, наверное, как последнюю часть Гарри Поттера. Речь идет о продолжении «Убить пересмешника» под названием “Go set a watchman”, написанным еще до появления бессмертного творения Харпер Ли. Насколько мне понравился роман «Убить пересмешника», настолько же мне не хочется читать эту новую книгу. По нескольким причинам: меня мучают подозрения, что некоторые люди бессовестно пытаются нажиться на популярности старушки, и еще смутные сомнения в ее авторстве. Но даже если это все отбросить, нужно понимать, что тогда редактор с хорошим чутьем и тонким вкусом не стал издавать “Go set a watchman”, и на то была причина. В любом случае, я чувствую, что под обложкой ждет некоторое разочарование.

Однако в свете этих событий мне вспомнились две другие книги в моем Списке, которые раскрывают проблемы расовой дискриминации в Америке. Первой я прочитала роман Сью Монк Кидд «Обретение крыльев». 

Действие романа начинается на юге Америки в начале XIX века, когда рабство процветает, а о его отмене там помышляют лишь некоторые, самые смелые. Главными героями романа стали сестры Гримке, да, те самые сестры — Сара и Ангелина — с которых во многом и началось движение за расовое равенство и за права женщин. Кидд хотела показать их переживания, стремления, мечты. Рассказать об их вкладе в историю. Сейчас, наверное, сложно судить о том, какими они были людьми, так что я буду рассуждать о тех художественных образах, которые создала для них писательница. 

Повествование идет поочередно от лица двух девушек: Сары — дочери уважаемого богатого семейства и Хетти — рабыни, которую мать назвала Подарочек (Handful). Судьба свела вместе этих девочек в возрасте 11 лет, и с тех пор их жизни тесно переплелись. 

Первая часть, если откровенно, мне показалась ужасно шаблонной. Дружба рабыни и хозяйки, суровая мать, добродушный отец. На этом фоне Сара пытается научить Подарочка читать и писать, и как следствие их обоих ждут неприятности. Однако потом у Кидд писательские дела пошли в гору (в отличие от ее героинь), и она начала развивать характеры, придавать им многогранность и объем. Если вы скажете, что, возможно, герои кажутся плоскими вначале, потому что они видятся глазами детей, то я отвечу, что даже в 11 лет девочки рассуждают совершенно как взрослые женщины. 

Мне понравилась сюжетная линия Подарочка, она действительно заставляет сопереживать. Ее характер кажется сильным с самого детства, она ценит традиции предков, проносит их через всю жизнь, а еще ценит себя как человека и как женщину. 

А жизнь Сары — это сплошные онегинские метания. Сара немного раздражает своими впаданиями из крайности в крайность. Она не знает, чего хочет, но хватается за все подряд. И у меня не было ощущения уверенности в ее идеалах. Например, увлечение квакерством к ней пришло вовсе не потому, что она обнаружила их идеи близкими себе. Она обнаружила близким себе обаятельного квакера, и старалась произвести на него впечатление. 

К Сью Монк Кидд у меня неоднозначное отношение. Я уже читала у нее «Тайную жизнь пчел» и в «Обретении крыльев» определенно узнала ее стиль. Не могу сказать, что он мне очень нравится, у меня такое чувство, что стиль сыроват, что автору трудно вжиться в своих героинь, и ее персонажи не говорят своими голосами, они говорят голосом Кидд. Но при этом я уважаю ее как автора за то, какую работу она проделывает перед тем, как начать писать. В «Обретении крыльев» много реальных исторических персонажей, я представляю, чего стоило изучить их жизни и представить, что они могли бы чувствовать на самом деле. Ведь этого в книгах по истории не пишут. 

Как мне кажется, сестры Гримке не внесли решающего вклада в отмену рабства или в признание равных прав для женщин, но они повлияли своими лекциями и трудами на тех, кто это сделал. Их личности не были важнейшим поворотом в истории, они были скорее указателями на этот поворот. Что и демонстрирует нам этот роман.

2 комментария:

  1. Интересная рецензия - спасибо! Разглядела там некий бунт и вызов обществу - иногда любят налаженные быт менять и часто в лучшую сторону :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, бунтов и вызовов с избытком! Достойная книга на самом деле.

      Удалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел