30 ноября 2015

Уильям Гибсон, "Нейромант"

Сегодня у меня, наконец, появилось подходящее настроение, чтобы поговорить о киберпанке. Этот жанр для меня не новый, но я увидела его другими глазами в сентябре, когда первый раз посмотрела одну старую культовую серию фильмов — Матрицу. Конечно, находясь в современном мире, сложно не знать ничего о сюжете — все знают Нео, Тринити, Мерфиуса и агентов Смитов, все знают о двух разноцветных таблетках и о том, что странные зеленые иероглифы имеют свойство ниспадать рядами. Это было известно и мне, но фильмы я видела впервые. Должна сказать, что я была под впечатлением пару недель, потому что фильмы эти великолепны, и вся похвала в их адрес заслужена.

Так вот, после фильма мне захотелось еще раз окунуться в подобную атмосферу, поэтому я выбрала из Списка для чтения классика жарка киберпанк — Уильяма Гибсона и его самое известное произведение — «Нейромант». Кстати, давным-давно, лет 8 назад я уже начинала его читать, прочитала 15 страниц и больше не смогла продвинуться ни на слово. Но это не от того, что книга плохая — она отличная, но очень сложная. И еще в какой-то степени мужская. 

Сюжет построен вокруг парня по имени Кейс, молодого хакера в сложной жизненной ситуации, и девушки Молли, нео-самурая с темными очками, вживленными в кожу лица. Нужно очень внимательно и методично продвигаться по тексту, чтобы понимать, что с ними происходит, и в чем, собственно, состоит основной конфликт. А он меж тем объединяет искусственный интеллект, бывших военных, Матрицу, сообщество растафарианцев и непосредственно мир будущего. 

Этот мир довольно ужасен, каким ему и положено быть в рамках этого жанра: всем правит мафия и корпорации, а человеческая жизнь постепенно обесценивается. Удивительно, но полиция в этом мире называется полицией Тьюринга. Им не так уж важно, убивают ли или грабят в их районе, главное, чтобы никто не способствовал развитию ИИ больше положенного. Стоил ли говорить, что главные герои ввязались именно в это?

Любопытным показался мне рассказ Молли о своем прошлом, где она упоминает парня по имени Джонни. Прочитав это имя, я подумала: «Неужели, совпадение?» Конечно, нет. Речь идет о событиях знаменитого рассказа Гибсона «Джонни Мнемоник». Тогда я отвлеклась от основного чтения и прочитала этот короткий рассказ. Странная и удивительная история, которая включает.. внимание: бывшего военного дельфина-наркомана. Да, дельфин-наркоман. И он бывший военный. Конечно, после этого вернуться к роману было гораздо легче.

И еще одно: многим читавшим «Нейроманта» нравится кто-то из пары главных героев или оба сразу, а мне больше всего понравился персонаж, который на момент начала повествования был уже мертв. Мы его встречаем в виде конструкта — слепка памяти, записанного в цифровом виде. Дикси Флэтлайн, без сомнений, добавил колорита в это суровое произведение.

Обычно, если мне книга нравится, я спешу ее советовать всем вокруг, но тут особый случай. От скуки «Нейроманта» брать не стоит, его нужно читать целенаправленно тем, кому понравился «Бегущий по лезвию» и соответствующая книга Филиппа Дика, тем, кто действительно проникся миром «Матрицы» и идеями аниме Ghost in the Shell. Это не просто фантастика, это размышление о крахе человечества, и к нему нужно отнестись со всей серьезностью.

2 комментария:

  1. Обложка конечно взрывная! Не очень люблю подобную литературу, но с этой книгой бы познакомилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обложка неожиданная, одно из новых изданий) Кстати, поставила ее просто так, читала я на самом деле любительский перевод. Конечно, он не идеален в литературном плане, но к стилю Гибсона он наиболее близок.

      Удалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел