14 января 2016

Дуглас Адамс, "Лосось сомнений"

После смерти Адамса его друзья и семья разбирали файлы на любимых «Макинтошах» писателя и обнаружили на жестких дисках кучу материалов, которые включали рассказы, статьи, заготовки для речей и телепередач, а еще несколько рукописей с новым романом, над которым Адамс трудился тогда уже много лет. Было принято решение опубликовать это все под заголовком «Лосось сомнений» — именно так сам автор чаще всего называл свой будущий роман. 

Структуру книги подсказал тоже сам Адамс: все труды, которые решено было пустить в печать, разделили на три части: «Жизнь», «Вселенная», «И все остальное», а завершают их 11 глав романа, которому так и не суждено было выйти из статуса черновика. В предисловиях и интервью сообщается, что «Лосось сомнений» задумывался как третья часть приключений Дирка Джентли, но в какой-то момент автор осознал, что пишется книга скорее в духе «Автостопа». Тогда кое-что отправилось в черновики шестой части старой серии, а что-то осталось у «Дирка». 

На самом деле сложно оценивать недописанную книгу. Причем такую, которую автор хотел переработать совсем под другой цикл. Думаю, никто никогда уже не узнает, что из опубликованного Адамс хотел показать а миру, а что желал бы оставить у себя «в столе» (или лучше сказать «на харде»). Судя по одному интервью, в какой-то момент он считал, что исчерпал свое вдохновение, и только под конец неожиданно закончившейся жизни почувствовал, что снова полон сил. Откуда нам знать, может в момент этого подъема Адамс решил бы переписать все эти главы полностью? 

Но если все же говорить о том, что имеем, то начало нового романа мне понравилось. Точнее понравились главы 2-7 и 10-11 — то есть все то, что было взято из файла с текстом, названным «Лосось сомнений». Главы из других вариантов произведения сильно отличаются по стилю, это немного отталкивает. Что касается сюжета, то закручивается он очень даже неплохо: заказ на поиски кота, неизвестный щедрый клиент, цепь загадочных событий по пути в Америку. Одним словом, я бы хотела узнать, чем все закончится. 

Мне почему-то кажется... Предположения ведь не считаются спойлерами, да? Особенно если учесть, что реальную развязку мы не узнаем. Так вот, мое предположение — временная петля или что-то вроде того. Уж очень подозрительно то, насколько хорошо клиент знает Дирка, подозрительно знакомым был и почерк на записке в книге, а пицца в морозилке? Да еще та история со звонком самому себе. Почему-то мне кажется, что тут замешан сам Дирк Джентли из будущего или какой-нибудь альтернативной вселенной. Что вы на это скажете?


Ну вот и прочитано последнее, что можно было опубликовать у Дугласа Адамса. Хотя его личность мне кажется во многом противоречивой, писателем он был замечательным. Его книги мне попались на первых курсах университета, а это время я считаю завершающей стадией формирования личности. Тогда серия «Автостопом по галактике» оказалась именно тем, чего мне не хватало. Это были серьезные, остросоциальные книги, заправленные тонким английским юмором. Они спасали от плохого настроения, от глупости и несуразности окружающего мира, я их советовала друзьям, цитировала шутки, и в итоге эти книги стали настолько «моими», что каждую я прочитала дважды (а перечитывать все-таки не в моих правилах). Я обожаю эту серию и особенно ее окончание, и все это время я жила с мыслью, что есть еще один цикл романов, который вряд ли будет лучше, но с которым можно однажды и познакомиться. А теперь прочитан и он. И он оказался восхитительным. 

P.S. «Лосось сомнений». Название как всегда многозначительно, только смысл непонятен. Одно из вполне возможных объяснений я недавно встретила в весьма любопытном молодом блоге, советую заглянуть: ссылка.

2 комментария:

  1. Предположить, чем всё это могло бы закончиться, действительно, нереально сложно! Честно говоря, у меня на этот счёт идей нет, но мне нравится носорог:) И, кстати, спасибо за P. S.:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вам спасибо за совет, если честно, до последнего сомневалась, читать продолжение серии или нет)

      Удалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Артуро Перес-Реверте Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Умберто Эко Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел