09 августа 2016

Chuck Palahniuk, "Fight Club"

Все знают, что нельзя говорить о Бойцовском клубе, но я все же попробую. 

Цивилизация держится на людях, которые, как шестерёнки, обеспечивают работу единого механизма. Одна выходит из строя — и все катится под откос. Чак Паланик обращает внимание на сотрудников сферы обслуживания и офисных работников. Представьте себе состоятельного чиновника, который каждую неделю пользуется услугами таксистов, официантов, кассиров, секретарей... Обращается в прачечную, парикмахерскую, при этом будучи уверенным в том, что он контролирует ход своей жизни. Однако, если все эти люди объявят организованный протест, окажется, что чиновник этот контролирует не так уж и много.

Такие мысли вливает в голову главного героя его приятель Тайлер, с которым он познакомился при весьма сомнительных обстоятельствах. Философия Тайлера довольно любопытна: она каким-то немыслимым образом объединяет саморазрушение и самосовершенствование в стремлении «спасти мир», сделать людей лучше, помочь им воплотить мечты. Вот только представления о морали у Тайлера отсутствуют, поэтому и методы у него не совсем обычные.

«Бойцовский клуб» высмеивает общество потребления, в котором, как не отнекивайся, мы живем и которому принадлежим. Автор показывает иллюзорность счастья, приносимого материальными благами, противопоставляя ему более высокие идеалы. Надо отметить, что форма сатиры куда действенней, чем банальные фразы вроде «следуй за своей мечтой». При этом я не думаю, что книга призывает варить мыло и саботировать общество, она призывает посмотреть на себя стороны (глазами Тайлера, если желаете) и ответить на вопрос: я живу так, как хочу жить? Может, я забыл, о чем действительно мечтал? Может, «нормально» для меня недостаточно?

Нет ничего удивительного в том, что эта книга стала так популярна, ее не переставали цитировать с 90-х. (Даже если вы ее не читали, наверняка же знаете первое правило бойцовского клуба?) Отдельно стоит сказать о стиле романа. Он написан простым языком, короткими фразами. То, как мысли перемешиваются в голове главного героя, только лучше иллюстрирует серьезные проблемы со сном. Его мозг работает хаотично, и также составлен текст.

При всей популярности, Чак Паланик подойдет далеко не всем. В подростковом возрасте я читала два его рассказа, и по сравнению с ними «Бойцовский клуб» не такой уж и противный. Именно словом «противно» характеризуют книги Паланика ненавистники. Его можно принять, и я принимаю просто потому что есть в нем что-то для меня понятное. Но все-таки больше ничего у этого автора я читать не хочу.

Ну а если вам интересно проверить свой уровень брезгливости перед прочтением, то вот вам тест: в сюжет включены несколько эпизодов, где персонажи варят мыло, используя человеческий жир, полученный в процессе липосакции. Да, это не розовые единорожки, но Паланик без таких приемов не обходится. 

5 комментариев:

  1. Не люблю Паланика, вот никак не читается он у меня ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я догадываюсь, почему) Хоть, как мне кажется, я и поняла посыл книги, и он мне даже понравился, но к этому автору я вернусь вряд ли.

      Удалить
    2. Я точно не вернусь, а жаль - громкий автор!

      Удалить
  2. Книга относится к числу тех, что "все уже давно прочитали, почему ты до сих пор не прочитала??". Вероятно, я полна предрассудков, но так получается, что обычно подобного рода "культовые книги" мне не очень нравятся. Хотя, думаю, когда-нибудь, я возьму себя в руки и прочитаю-таки его.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня по этому поводу позиция такая: не лежит душа к книге - не читай) Не важно, культовая она, классика или бестселлер. А тут, мне кажется, еще и книга больше мужская (не хочется навешивать ярлыков, но этот напрашивается).

      Удалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Артуро Перес-Реверте Бен Коллинс Вероника Рот Виталий Бианки Вэнделин Ван Драанен Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Льюис Стивенсон Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Умберто Эко Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел