23 декабря 2016

Федор Достоевский, "Двойник"

Продолжаю тему двойников повестью только что начавшего карьеру писателя, двадцатипятилетнего Достоевского. Я как-то уже говорила, что его «Преступление и наказание» произвело на меня настолько большое впечатление, что в 10 и 11 классе я его прочитала три раза. И каждый раз роман открывал мне больше и больше своих скрытых граней. Уверена, вернись я к нему сейчас еще раз, снова бы нашлось что-то, чего я не смогла рассмотреть тогда в силу опыта или возраста.

Молодой Достоевский в «Двойнике» уже опробовал тему раскола личности. Здесь главным героем выступает господин Голядкин — мелкий чиновник, не в меру скромный, закомплексованный, имеющий проблемы в социализации, как мы понимаем почти сразу. Голядкин склонен к внутренним диалогам, в которых непременно ищет оправдание своей личностной несостоятельности и при этом неизменно выражает надежду, что проблемы сами как-нибудь разрешатся. Поначалу это кажется забавным, потом начинает раздражать, а под конец я испытывала к герою искреннюю жалость. Ведь проблема, которая появилась у него, вряд ли разрешится сама.

Дело в том, что однажды, в момент психологического потрясения, господину Голядкину встречается человек как две капли воды похожий на него самого. Но самое страшное, что характер двойника вобрал в себя все те черты, которых не хватает «оригиналу». Новый Голядкин устраивается на работу в ту же контору, что и старый, знакомится с окружением «нашего героя», быстро находит со всеми общий язык, выслуживается перед начальством и при этом постоянно и намеренно выставляет главного героя в совершенно невыгодном свете. Пытаясь исправить эту ситуацию, Голядкин все больше и больше впутывается в неприятности.

И концовка... не вполне однозначная. В финале несчастный оправляется в сумасшедший дом, это очевидно. Мой диагноз — шизофрения с ее играми разума. Именно больной разум создал злого двойника, которого можно было во всем винить. И завидовать ему, ведь у альтер-эго все получалось быстрее и лучше. И на финальный мимолетный проблеск сознания указывает то, что у доктора-немца не было немецкого акцента в начале книги, а в конце появился.

Когда повесть только вышла, некоторые критики обратили внимание на запутанный язык и на тот факт, что манера речи у всех героев схожа. Мне это кажется не недостатком, а особенностью, как будто бы мы видим все окружающее господина Голядкина через его восприятие. То есть язык отражает то, что происходит у него в голове. Как в «Бойцовском клубе».

Конечно, господин Голядкин очень одинок. Уж не знаю, причина ли это или следствие его проблем. У Достоевского большую роль играют символы, и он не зря несколько раз обращает наше внимание на перегородку, за которой обитает слуга Петрушка. Да, герой живет не один, но есть метафорическая перегородка, которая отделяет его от общества. И воздвигает он ее, похоже, сам.

Наконец, Петербург. «Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид» — этот противоречивый пушкинский образ встречается у многих писателей XIX века. Питер был чуть ли не одним из героев в «Преступлении и наказании», и здесь его роль очень велика. Тревогу и болезненное состояние Голядкина то и дело сопровождает питерская непогода: сырость, пронизывающий ветер, угроза наводнения. В мой первый самостоятельный приезд в Петербург мне посчастливилось поселиться буквально напротив «дома Раскольникова». Я ходила теми же улицами, что и Родя в романе, видела дом, где «жила» Соня, тот самый, с неодинаковыми углами, обращала внимание на отметки уровня воды на старых стенах. С тех пор я смотрела на этот город только глазами Достоевского.

Меня удивляет тот факт, что «Двойник» вышел 170 лет назад. Его идея кажется слишком новаторской для того времени, слишком глубоко психологичной. Но все это, приправленное гоголевским мистическим реализмом, создает платформу для модернизма. Кстати, английские исследователи утверждают, что Стивенсон не скрывал влияния Достоевского на свое творчество. Видимо, доктор Джекил появился не на пустом месте.

И еще, насчет влияния. «Двойника» я взялась читать после просмотра одноименного фильма 2013 года. Я бы, может, и не обратила на него внимание, если бы не режиссер Ричард Айоади (Мосс из «Компьютерщиков») и исполнитель главной роли Джесси Айзенберг, чья актерская игра мне глубоко симпатична. Удивительно, насколько англичанин Айоади проникся творчеством Федора Михайловича. В одном интервью даже говорит, что Достоевский — самый человечный писатель, который залезает в такие уголки души, которые мы сами не готовы признавать. Конечно, фильм — это не дословное изложение, скорее, новое прочтение повести, хотя и очень достойное.

2 комментария:

  1. Слышала об этой экранизации, но, поскольку, книгу пока не читала, решила повременить с просмотром. Мне вспоминается несколько книг, где - не совсем двойники, а какое-то раздвоение души, что ли. То есть вторая часть героя не действует, а просто пропадает. Я имею в виду всякие истории типа "Истории Питера Шлемиля" А. Шамиссо, "Рыбак и его душа" О. Уайльда, "История о пропавшем отражении" Э. Т. А. Гофмана. Благодатная тема, конечно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет экранизации. Мне она впечатление от книги не испортила, это такой легкий арт-хаус на тему, а не прямая передача сюжета. К тому же концовки оказались разные)
      А тема и правда широкая, в какой-то степени у Уайльда тогда и "Портрет Дориана Грея" рассказывает про раскол души.

      Удалить

Писатели

Алекс Гарленд Алекс Экслер Альбер Камю Артур Хейли Артуро Перес-Реверте Вероника Рот Виталий Бианки Джером Сэлинджер Джоан Роулинг Джон Грин Джон Стейнбек Джордж Оруэлл Диана Уинн Джонс Доди Смит Дуглас Адамс Дэйв Эггерс Жюль Верн Итало Кальвино Карл Саган Карлос Руис Сафон Кевин Митник Кори Доктороу Кэндзиро Хайтани Кэт Кларк Кэтрин Стокетт Лоис Лоури Луиза Мэй Олкотт Майя ван Вейдженен Максим Кронгауз Марджери Уильямс Маркус Зусак Николас Дрейсон Нил Гейман Олаф Стэплдон Олдос Хаксли Орсон Кард Оскар Уайльд Павел Санаев Питер Бигл Питер Уоттс Ричард Адамс Ричард Фейнман Роберт Хайнлайн Робертсон Дэвис Робин Слоан Робин Хобб Роджер Желязны Рэй Брэдбери Рэйнбоу Ровелл Рэндалл Манро Станислав Лем Стивен Кинг Стивен Фрай Стивен Хокинг Стивен Чбоски Сью Монк Кид Сэмюэль Беккет Тед Чан Томас Мор Тэд Уильямс Уильям Гибсон Уильям Зинсер Умберто Эко Федор Достоевский Филип Дик Фрэнсис Бернетт Фрэнсис Скотт Фицджеральд Харпер Ли Чак Паланик Чарльз Диккенс Чарльз Ю Шарлотта Бронте Шарлотта Роган Эдвин Эбботт Элвин Брукс Уайт Элеанор Каттон Эмили Бронте Энн Леки Эрин Моргенштерн Эрнест Клайн Янн Мартел